РОССИНА
СВЕТЛАНА
ВИТАЛЬЕВНА

СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ

ПСИХОТЕРАПЕВТ, ГИПНОТЕРАПЕВТ

РЯДОМ С ВАМИ С 1999 ГОДА

Преодоление отрицательных эмоциональных состояний в спорте

МОЁ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРИВЕДЁННОМ НИЖЕ МАТЕРИАЛЕ —
"ЗНАНИЯ И УМЕНИЕ СПОРТСМЕНОМ УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ВО ВРЕМЯ СОРЕВНОВАНИЙ ДАЕТ ПРЕИМУЩЕСТВО ПЕРЕД СОПЕРНИКОМ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПРОТИВОСТОЯНИИ"
Вопрос о сознательном управлении человеком своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте.
Всем известно, что нередки случаи, когда опытные спортсмены после первых неудач во время соревнования теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым спортсменам. Причиной тому является неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния в ходе спортивной борьбы.
Влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в основном в следующем:
  • спортсмены теряют уверенность в своих силах (ничего не выйдет – не заброшу мяч, не догоню, не перепрыгну, пробью мимо ворот, не смогу сопротивляться);
  • снижается острота тактического мышления спортсменов (с большим трудом прорвалась с мячом вперед и вдруг его потеряла…Дальше играла как не своя – мысль стала какой-то ленивой);
  • возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение, апатия; после неудачного действия, например в баскетболе, спортсмен бесцельно бросается от одного соперника к другому, хватает их за руки, волнуется, делает импульсивные движения; или у него наступает чувство безразличия, нежелание действовать, вялость.
  • Затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств; смелости, решительности, инициативности, самостоятельности.
Современное научное представление о физиологических механизмах эмоций дает основу для понимания возможностей саморегулирования человеком своих эмоциональных состояний. В сложном нейродинамическом взаимодействии коры головного мозга и подкорки в процессе возникновения и протекания эмоционального переживания ведущую роль играет кора мозга ее высшая инстанция, регулирующая человеческое поведение— вторая сигнальная система действительности. Посредством слова облегчается перестройка динамических стереотипов корковых нервных связей, тормозится деятельность подкорки, задерживаются выразительные движения, что приводит к частичному притуплению остроты эмоциональных переживаний.
Способность спортсмена управлять своим психическим состоянием развивается в процессе тренировочных занятий и соревнований. Способность эта неразрывно связана с воспитанием всей личности спортсмена, с воспитанием отношений к коллективу и спортивной деятельности, в т. ч. и эмоциональных отношений, являющихся ведущими компонентами в сложных человеческих ситуациях.
Такие факты приводят к заключениям, которые могут служить одновременно и определенными практическими рекомендациями.
  • Для формирования у спортсменов способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния следует воспитывать у них нравственные чувства, и прежде всего чувство долга и ответственности перед коллективом. Чем выше моральная воспитанность спортсмена, тем легче и быстрее он убедит себя в необходимости продолжения борьбы в условиях большого психологического напряжения и неприятных эмоциональных переживаний.
  • Потерпев неудачу в ходе борьбы, спортсмен делает большие усилия, чтобы отвлечь свое внимание от мыслей о возможном окончательном поражении в данном соревновании. Поэтому не нужно затруднять этот процесс категорическими требованиями обязательного достижения победы и угрозами в случае поражения
  • Чтобы отвлечь внимание от неприятных переживаний, многие опытные тренеры дают спортсменам задания, выполнение которых требует максимального сосредоточения сознания на совершенно конкретных задачах их деятельности.
  • Очень важно воспитывать общий оптимистический взгляд спортсмена на исход собственных действий и действий команды. В процессе тренировки необходимо закреплять положительные эмоциональные переживания и реакции спортсмена, разрешать и помогать ему полностью прочувствовать эмоцию радости в связи с удачными действиями в сложной ситуации: приятные воспоминания, связанные с удачным преодолением больших трудностей, являются опорой для спортсмена при восстановлении эмоционального равновесия в такой же или подобной трудной обстановке.
  • Спортсмен потерпевший неудачу, стремиться восстановить уверенность в своих силах. Необходимо помочь ему в этом, убедить, что он способен успешно бороться и внести вклад в общее дело команды.
  • При разборе проведенных соревнований нужно указывать на допущенные спортсменом технические, тактические ошибки и недостатки в психологической подготовке к соревнованию. Необходимо выработать у спортсмена установку на самостоятельный анализ собственных действий, самостоятельное выявление причин неудач в процессе самого соревнования. Умение отыскивать недостатки своих действий, привычка подвергать их анализу помогают спортсмену отвлечься и забыть неудачу.
  • Очень важно научить спортсмена умению хорошо владеть собой во время соревнований. Он не должен обнаруживать своих переживаний выражением лица, движением рук, словами. Умение задержать внешние реакции, характерные для эмоций, способствует к уменьшению остроты эмоциональных переживаний.
  • Наоборот, необузданные внешние проявления гнева, злости, смакование своих огорчений нередко приводят к обострению этих эмоций. Необходимо учитывать и то, что эмоции могут заражать других людей.
Поэтому, требуя от спортсмена ничем не обнаруживать своей досады, злости, растерянности и других чувств,
вызванных неудачей, одновременно нужно поощрять проявление положительных эмоций.
  • Человек управляет своим поведением и эмоциональным состоянием при помощи слова, поэтому необходимо научит спортсмена правильно пользоваться им. Исследование показало, что спортсмены, преодолевая отрицательные эмоциональные состояния, произносят мысленно успокаивающие слова: «я спокоен, глубже выдох, бывает хуже, осторожно, все идет хорошо, нужно победить, нужно победить».
  • Необходимо помочь спортсмену находить слова, наиболее удачно и обобщенно выражающие суть его стремлений, усилий. Нужно выработать у спортсмена здоровое, правильное отношение к поражению, заключающееся, в частности, в понимании того, что в конечном счете важнее всего показать себя мужественным борцом, отдающим общему делу коллектива все свои силы и способности. Молодого спортсмена после поражения нужно успокаивать убеждением, что достоин похвалы не только тот, кто выиграл, но и тот,
  • кто с честью проиграл.
  • Существенное значение имеет эмоциональный опыт спортсмена. Спортсмен, участвовавший во многих соревнованиях, прошедший огонь и воду, показывает большую устойчивость к действию временных неудач, бывает эмоционально менее уязвим. С целью повышения эмоциональной устойчивости спортсменов следует проводить тренировочные занятия в условиях, близких к соревнованиям: вводить элементы состязания между занимающимися, приглашать чужих судей для оценки выполняемых упражнений, проводить занятия в присутствии зрителей.
  • Не менее важным является поведение тренера, его такт в отношении спортсмена, совершившего неудачное действие или неудачно выступившего в соревнованиях и глубоко переживающего это. Для спортсмена, добросовестно борющегося за победу в соревнованиях, сама неудача уже является достаточным возмездием за совершенную ошибку, и всякое другое наказание является излишним и вредным.

Приемы саморегуляции путем управления внешними проявлениями эмоций

Контроль за темпом и глубиной дыхания. Дыхание теснейшим образом связано с эмоциональным состоянием. Спокойно и ровно дышит отдыхающий, но если вдруг чего-то испугается, тут же сильно изменятся темп и глубина его дыхания. Важно иметь в виду, что существуют два типа дыхания; ночное и дневное. Даже не зная об этом, мы обязательно используем и то и другое. Чтобы успокоиться, чтобы снизить уровень эмоциональной напряженности, надо начать дышать по ночному типу. Не надо думать о вдохе, сосредоточите свое внимание на медленном и полном вдохе, после которого не торопитесь сделать вдох, выдержите паузу.
Если же вам надо настроиться на активную деятельность, повысить степень своего эмоционального возбуждения, дышите по утреннему типу: сделайте полный, самый полный вдох, удержите воздух в легких, потом резко выдохните через рот и сразу же сделайте очень полный вдох, паузу и снова резкий выдох.
P.S.
Не зависимо от возраста и квалификации спортсмена знания и умение управлять своим эмоциональным состоянием во время учебно-тренировочных занятий и соревнований является первостепенной опцией.
ДЛЯ СПОРТСМЕНОВ РАБОТАЮЩИХ СО МНОЙ В ДОЛГОСРОЧНОМ РЕЖИМЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЖНО НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ О КАКИХ-ЛИБО ПРОБЕЛАХ В ОБУЧЕНИИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВХОДЯТ В ЕДИНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ НА НАШИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЕССИЯХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Для спортсменов обратившихся с краткосрочным консультационным запросом, решением какой-либо проблемы или обучения конкретным психологическим техникам предоставляется весь мой «боевой арсенал» состоящий из более 40 практик, тренингов, методов и техник которые передаю в личное пользование, начиная от юных спортсменов до Олимпийских чемпионов, и результаты, при условии строгого соблюдения моих рекомендаций, всегда будут положительными!
Светлана Россина спортивный психолог.
С.В. Россина
СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ
ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА
ОТПРАВЛЯЯ ЗАЯВКУ ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ С ОБРАБОТКОЙ ВАШИХ ДАННЫХ