Вопрос о сознательном управлении человеком своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте.
Всем известно, что нередки случаи, когда опытные спортсмены после первых неудач во время соревнования теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым спортсменам. Причиной тому является
неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния в ходе спортивной борьбы.
Влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в основном в следующем:
- спортсмены теряют уверенность в своих силах (ничего не выйдет – не заброшу мяч, не догоню, не перепрыгну, пробью мимо ворот, не смогу сопротивляться);
- снижается острота тактического мышления спортсменов (с большим трудом прорвалась с мячом вперед и вдруг его потеряла…Дальше играла как не своя – мысль стала какой-то ленивой);
- возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение, апатия; после неудачного действия, например в баскетболе, спортсмен бесцельно бросается от одного соперника к другому, хватает их за руки, волнуется, делает импульсивные движения; или у него наступает чувство безразличия, нежелание действовать, вялость.
- Затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств; смелости, решительности, инициативности, самостоятельности.
Современное научное представление о физиологических механизмах эмоций дает основу для понимания возможностей саморегулирования человеком своих эмоциональных состояний. В сложном нейродинамическом взаимодействии коры головного мозга и подкорки в процессе возникновения и протекания эмоционального переживания ведущую роль играет кора мозга ее высшая инстанция,
регулирующая человеческое поведение— вторая сигнальная система действительности. Посредством слова облегчается перестройка динамических стереотипов корковых нервных связей, тормозится деятельность подкорки,
задерживаются выразительные движения, что приводит к частичному притуплению остроты эмоциональных переживаний.
Способность спортсмена
управлять своим психическим состоянием развивается в процессе тренировочных занятий и соревнований. Способность эта неразрывно связана с воспитанием всей
личности спортсмена, с воспитанием отношений к коллективу и спортивной деятельности, в т. ч. и эмоциональных отношений, являющихся ведущими компонентами в
сложных человеческих ситуациях.