ТРЕНЕР + ПСИХОЛОГ = ДУЭТ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ

1. Тренер — он же
- педагог, завуч по классной и внеклассной работе, учитель физики, химии, математики, физкультуры, труда, биологии, истории и т.д.
- воспитатель, наставник, руководитель, организатор, скорая помощь, ортопед, ухо-горло-нос, нянька, громоотвод, решальщик всевозможных житейских проблем.
- Первым лицом в спортивной жизни спортсмена является ТРЕНЕР. Тренер по «умолчанию» контролирует все сферы жизнедеятельности спортсмена, его роль недооценена особенно на этапе становления спортсмена до уровня 1 взрослого разряда. Тренер выполняя работу и функции психолога не получает надбавку к зарплате за эту работу. Тренер тратит дополнительное время на решение многочисленных психологических вопросов и проблем и порой не качественно и даже случается не преднамеренно вредит по причине отсутствия профильного профессионального образования в сфере спортивной психологии.


2. Почему на тренировках результаты (рекорды) выше и мастерство стабильнее чем на соревнованиях хотя мотивация на тренировке всегда ниже по причине рутинной работы и допуска права на ошибку т.к. можно повторить неудачную попытку рекорда или сложного упражнения столько сколько нужно раз. Почему говорят «сломался психологически», «нет настроя», «нет куража», «перегорел» и т.д.? Потому, что спортсмен не РОБОТ у него нет IT компьютерной программы, а если еще Он не обучен, не оснащен и не применяет знания Психической саморегуляции – это воздействие спортсмена на самого себя с помощью слов и соответствующих мыслительных образов. Под психической саморегуляцией понимается психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний. В процессе саморегуляции спортсмен может достичь трёх эффектов: успокоение (устранение эмоциональной напряжённости), восстановление (ослабление утомления) и активизацию (повышение психофизиологической реактивности). При этом основная цель психической саморегуляции — выполнение поставленной задачи и управление эмоциональным состоянием. Надо помнить,что физическая сила, выносливость и психологическая «грамотность» это звенья одной цепи для достижения спортивного результата. Спортсмен должен быть укомплектован и вооружён теоретическими знаниями и уметь ими пользоваться когда, как и что применять из своего боевого физического, технического и психологического АРСЕНАЛА в учебно-тренировочном и соревновательном процессах.

3. При переходе из одной возрастной группы в другую или выполнение нового разрядного норматива происходит отсев т.е. процентная потеря спортсменов в двух случаях из трех (физика, техника в норме) по причине психологического надлома. Это считается безвозвратной потерей спортсмена т.к. темп роста мастерства до уровня МС РФ стремителен и «сломавшийся» спортсмен теряет шансы догнать своих одногруппников. В случае Высшего спортивного мастерства ситуация еще жестче. Это я к тому, что Тренер он специалист в физиологических и технических процессах, а за ментальные процессы такие как мышление, восприятие, чувства и поведение, ответственность несет психолог. Поэтому чаще всего Тренер только разводит руки «ну Вы посмотрите, физика у него в порядке, техника филигранная и на ровном месте у него срыв» это и есть «нервный срыв», «нервное расстройство», «эмоциональный срыв» когда спортсмен не справляется со стрессом, беспокойством, тревогой, самостоятельно до или во время соревнований. Спортсмен и Тренер ни в чем не виноваты т.к. они не специалисты по спортивной психологии.

4. Психолог - это чистильщик ("дворник") который наводит порядок в голове спортсмена, расчищает дорогу для «болида Формулы-1» несущегося с огромной скоростью к поставленной Тренером спортсмену цели и если вдруг на пути у пилота «болида» в голове появится эмоциональный мусор ему придется притормозить, а это потерянное время и на финиш он может прийти не первым. Психолог обязан разъяснить и расставить приоритеты, что главное, а что второстепенное в спортивной карьере, а чем-то надо и пожертвовать ради спортивных достижений. Многим спортсменам необходимы приватные консультации по вопросам: отношение к всеобщему среднему образованию, самообразованию, поведение в светской жизни, «звездной болезни» (это особый случай, точнее проблема), первая любовь, сексуальное влечение, нетрадиционные ценности, компьютерная зависимость, алкоголь, наркотики, воинская обязанность граждан РФ, патриотизм и т.д. и т.п.

5. Спортивная психология это одна из ветвей классической общей психологии. Получив образование спортивного психолога или работая только спортивным психологом не практикуя с другим социумом означает тупик в развитии профессионализма из-за ограничения получения всевозможной профессиональной информации из стремительно обновляющихся ресурсов большинства общества. Спортивный психолог должен быть универсальным специалистом.

6. Вопрос к тренерам: сколько времени за тренировку Вы уделяете психологии спортсмена? Ответ будет или молчание или «я не засекал время» в случае «нисколько» означает квалификация тренера не созидательная, а точнее разрушительная, «родители должны этим заниматься» или «я пробовал это не помогло», «на это нет время, сил и т.д.». Высоко квалифицированный тренер обязательно сформулирует: применение и использование психологических технологий в спорте прерогатива специалиста в спортивной психологии, психотерапии и гипнотерапии в тесном контакте с тренером и родителями детей и подростков до 18 лет.

7. Влияние психологических травм на результаты спортсмена.
8. Умение использовать ментальные ресурсы в нужное время это все равно, что нажать на кнопку ФОРСАЖ.
9. Регулярная (не реже 1 раз в 2 месяца) компьютерная диагностика личности.
10. Проблем нет только у того кто их вовремя решает.
11. Спортивный психолог — это «тайное оружие» спортсмена.

С уважением, Светлана Россина.