РОССИНА
СВЕТЛАНА
ВИТАЛЬЕВНА

СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ

ПСИХОТЕРАПЕВТ, ГИПНОТЕРАПЕВТ

РЯДОМ С ВАМИ С 1999 ГОДА

ПРЕДОСТАВЛЯЮ ЮНЫМ СПОРТСМЕНАМ

ЛЁГКИЙ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТ О

ПсихологическОЙ подготовкЕ к соревнованиям

Моя ЗАДАЧА - НАУЧИТЬ ЮНОГО СПОРТСМЕНА ПРАВИЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ГОТОВИТЬСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ, ТАК КАК ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ СТАБИЛЬНОСТЬ ЕГО МАСТЕРСТВА

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от привычных условий тренировки. Эти отличия сводятся к следующему:

  1. Соревнования всегда значимы для спортсмена, потому что, на соревнованиях присутствуют зрители, транслируются по ТВ, о них говорят по радио, публикуют в соц. сетях и т.д.
  2. Соревнования – это всегда усилия, проверка правильности подготовки. Результаты соревнований фиксируются официально и в отличии от результатов, показанных на тренировке, дают право на присвоение спортивных разрядов, титулов, ценных и денежных призов. В этом личная значимость соревнований.
  3. В соревнованиях всегда есть соперник, и их итог определяется как результат взаимодействия с ним, в единоборствах и спортивных играх – непосредственно.
  4. В соревнованиях принимают участие судьи, регламентирующие и оценивающие в соответствии с правилами соревнований действия спортсменов.
  5. В соревнованиях ограничено число зачетных попыток, а в некоторых видах спорта сведено к одной.
  6. Время, в течении которого спортсмен может оценить соревновательную ситуацию, чтобы принять самостоятельные решения, лимитировано и часто чрезвычайно мало.
  7. Соревнования могут проходить в непривычных условиях.

Все вместе соревновательные условия вызывают у спортсменов состояние нервно – психической напряженности, которое они не испытывают или испытывают в гораздо меньшей степени во время тренировочных занятий.
Значит, чтобы реализовать в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

  • Действовать в разнообразных, порой непривычных условиях, не поддаваясь влиянию других людей и возникающих по ходу соревнований успеха или неудачи;
  • Выполнять необходимые движения так быстро и сильно, чтобы превзойти соперников, свести к минимуму число ошибок;
  • Правильно оценивать соревновательную обстановку, соперников, принимать решения;
  • Самостоятельно регулировать состояние нервно – психической деятельности.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на:
Формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Главным составляющим этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели – победы. И соревновательная целевая установка, и уровень эмоционального возбуждения, зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко спортсмен оценивает свои шансы достичь поставленной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена:
  • своей разносторонней готовности к соревнованию;
  • предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно силы своих соперников.
Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность достижения цели.
Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть трудно достижимой, но такой, какую спортсмен может добиться.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:
  • определение цели участия в соревновании
  • создание установки на достижение цели
  • формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения
Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем финалом 3 периода.
1 – от получения сообщения о соревновании до сведений о расписании, жеребьевки.
2 – от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнований.
3 – от начала первого этапа соревнований до окончания финала.
эти три периода различаются количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, лимитом времени, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки, средствами и приемами решения этих задач.

Задачи первого периода:
1 – предварительный сбор информации о соревновании;
2 – предварительный сбор информации о соперниках;
3 – постановка на основании собранной информации цели участия в соревновании и определение общих задач;
4 – программирование средств решения общих задач, то есть средств достижения цели, постановка частных задач и программирование средств их решения;
5 – практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки;
6 – сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования.
Предварительный сбор информации о соревновании начинается с сопоставления сроков проведения соревнования с производственными, учебными, и др. делами.
Спортсмен должен постараться привести, так сказать, свой жизненный календарь в соответствие со спортивным календарем т. о. чтобы у него не было важных дел, отвлекающих от тренировок.
Затем спортсмен анализирует положение о соревновании и узнает, как оно будет проводиться. Важно знать заранее как можно больше об условиях, в которых соревнование будет проходить: на каком стадионе, в какое время.
Предварительный сбор информации о соперниках имеет большое значение. Как правило, высококвалифицированный спортсмен знает более сильных соперников, выступающих в его виде спорта. Надо как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании. С кем ему не приходилось раньше встречаться. О характерологических особенностях будущих соперников.
Постановка цели участия в соревновании и определение общих задач осуществляется на основе уже полученной информации. Учитывая систему проведения соревнования, способ подсчета командных результатов, условия отбора на последующие более крупные соревнования, возможности соперников и собственные возможности, спортсмен ставит перед собой цель – завоевать первое или призовое место, установить рекорд, или дать команде призовые очки. На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель, как правило, бывает достижимой. Чтобы ее добиться, приходиться при подготовке к соревнованию и в ходе него преодолевать многие препятствия, прилагая значительные, а порой и максимальные усилия.
Программирование средств решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения – очень существенная подготовки к соревнованию. Успешность выступления во многом определяется качеством саморегуляции спортсменом своих действий в зависимости от целей соревновательной деятельности. Саморегуляция, как всякий процесс управления в любой системе включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности.

Особое значение приобретает умение спортсмена составить программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ ПСИХОЛОГА
ОТПРАВЛЯЯ ЗАЯВКУ ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ С ОБРАБОТКОЙ ВАШИХ ДАННЫХ